Александр Усовский (usovski) wrote,
Александр Усовский
usovski

Categories:

Кирилло-Мефодиевская традиция и польский дух свободы



Как писал в своей энциклике «В память о заслугах святых благовестников Кирилла и Мефодия. Одиннадцать веков спустя» римский папа Иоанн Павел II, «Крещение Польши в 966 году, в лице ее первого исторического государя. Мешко, женатого на богемской княжне Домбровке, свершилось, прежде всего, благодаря богемской Церкви, и таким путем христианство пришло в Польшу из Рима в латинской форме. Это ни в коем случае не отменяет того обстоятельства, что зарождение христианства в Польше связано с трудами братьев из далеких Салоник». И это чистая правда – впервые свет Божественной истины на территорию Польши пришел из Моравии, следы миссии святого Мефодия в землях южной Польши можно найти в различных исторических источниках. Македонская легенда «Успение святого Кирилла», записанная в XV веке, поминает Савву, ученика святого Кирилла, как епископа «ляхов». Чешский историк Стредовский в «Sacra Moraviae Historia», написанной в 1710 году, упоминает два имени кирилло-мефодианских миссионеров: Висног и Осла. В 900 году баварский архиепископ Титмар Зальцбургский написал папе письмо с упрёками за восстановление славянской иерархии. Он писал, что баварские епископы ранее считали Моравию своей территорией, но «теперь весь восток (Малая Польша, Словакия) уже просвещён учениками Кирилла и Мефодия», и баварским миссионерам там нечего делать.
После нашествия венгров и падения Великоморавской державы многие жители Моравии бежали в Южную Польшу, справедливо надеясь, что венгры не преодолеют карпатские горы. Среди этих беженцев были представители знатнейших моравских родов: Венява, Одровонжи, Грыфиты. Так, краковский архиепископ (с 1027 года) Боссута принадлежал к гербу Венява, т. е. был выходцем из Моравии. Ушёл в Малую Польшу и последний архиепископ Великой Моравии Горазд, обосновавшись в городе Вислица. Показательно, что в числе святых римо-католической церкви Горазд не числится, но в окрестностях Вислицы он почитался святым. Перед мировой войной в Вислице был обнаружен календарь второй половины XIV века, в котором день 17 июля посвящён святому Горазду, ученику и наследнику св. Мефодия. Перенесение Гораздом митрополичьей кафедры в княжество вислян сделало славянскую митрополию в Польше продолжением и наследницей митрополии св. Мефодия.
Таким образом, можно утверждать, что христианизация Малой Польши началась во многом благодаря наследникам Кирилло-Мефодиевской традиции, и нынешние поляки, по сути, имеют полное право называться наследниками святых «солунских братьев». Наследие Кирилла и Мефодия — это соединительные звенья, духовный мост между православной и католической традициями, которые вместе образуют единую великую традицию Христианской Церкви. Как писал в упомянутой энциклике Иоанн Павел II, «единство есть встреча в истине и любви, дарованных Духом Святым. Кирилл и Мефодий как своей личностью, так и своими делами пробуждают во всех христианах великую «ностальгию по единству» и тесным узам между двумя Церквами-Сестрами Востока и Запада».
Что привнесли святые «солунские братья» в то удивительное и не имеющее аналогий в мире, присущее лишь полякам, мировосприятие и мироощущение, именуемое «польским духом»? Кроме воплощения Евангелия в самобытной польской культуре, Кирилло-Мефодиевская традиция стала основой польского духа свободы, того самого духа, который так изумлял всех соседей Польши – и на Востоке, и на Западе, и который, перехлестывая через край, иногда становился чрезмерным – тем не менее, оставаясь истинно польской особенностью. Не поклоняться ни Востоку, ни Западу, оставаться самими собою, во всем и всегда искать Справедливость и Честь, не зависеть от презренного металла и дороже всего на свете ценить свободу – эта особенность поляков берет свое начало в том числе и от наследников Кирилло-Мефодиевской традиции, принесших Слово Божье на северные склоны Бескид… Культуры всех славянских народов обязаны своим возникновением трудам солунских братьев – в том числе и польская культура, нерасторжимыми узами связанная со своими сестрами, культурами других славянских народов.
Сегодня Польша переживает очень непростое время – время трудных и важных решений. Продолжит ли земля Пястов погружение в пучину «европейских ценностей», воплощением которых является пресловутая Кончита Вюрст, или найдет в себе силы вернутся к чистому источнику силы и духа, которым для всех славян является Кирилло-Мефодиевская традиция? Найдут ли поляки в себе силы сегодня сказать:
«Мы, поляки, наследники Тадеуша Косцюшко и Яна Собесского, Адама Мицкевича и Фредерика Шопена, Николая Коперника и Марии Складовской, дети великого народа и наследники великой культуры - христиане, обретшие свет Истины во многом благодаря равноапостольным святителям Кириллу и Мефодию. Мы – славяне, мы братья всем нашим единокровным народам, мы все – носители общей культуры, наследники великой Традиции, основанной на главенстве Справедливости; наш мир зиждется, прежде всего, на сострадании, милосердии и неприятии власти Маммоны, мы - полная и безусловная антитеза англо-саксонскому, еврейскому и германскому образу жизни. От Одры, Лейте, Дуная и Савы до Тихого океана – всё это пространство Кирилло-Мефодиевской традиции, имеющее общие ценности, общую историю и общее будущее, и населяющие его народы – едины в понимании основополагающих смыслов человеческого существования"

Здесь - http://www.russia-tour.pl/ciekawe-obok/35-tradycja-cyryla-i-metodego-i-polski-duch-wolnoci.html - польский вариант этого текста
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments